Клапан рециркуляции отработанных выхлопных газов или клапан EGR в обязательном порядке присутствует на автомобилях высоких экологических классов. Он устанавливается как на дизельные, так и на бензиновые моторы. Функция клапана заключается в перенаправлении части отработанных газов обратно во впускной коллектор. При этом происходит снижение температуры сгорания топливной смеси, сопровождащееся уменьшением содержания вредных веществ, окислов азота в выхлопе.
Основные неисправности системы ЕГР и их причины
Основными неисправности системы рециркуляции являются:
- отказ датчика положения;
- неисправность актуатора (привода);
- заклинивание исполнительного механизма.
Неисправности датчика положения и привода возникают не так часто, диагностируются как разница между заданным и фактическим положение запорного механизма.
По большей части проблема c EGR возникает по причине заклинивания. Исполнительный механизм клапана находится на пути горячих газов, содержащих копоть, сажу. Оседающая на поверхности деталей сажа постепенно ухудшает их подвижность, приводя в итоге к полному заклиниванию. В свою очередь, наличие в выхлопе повышенного количества сажи связано с неисправностями самого двигателя а так же с использованием некачественного топлива, масел. 80% обращений по проблеме ЕГР приходится на дизельные машины ввиду повышенной, в сравнении с бензиновыми, дымности выхлопа. Тем более, что отвод газов осуществляется до сажевого фильтра.
Заклинить исполнительный механизм может как в открытом, так и в закрытом положении. Худшим сценарием является постоянно открытое состояние. На высоких оборотах и под нагрузкой образуется максимальное количество сажи, исправный клапан в это время должен быть закрыт. Открытый канал способствует прямому попаданию продуктов сгорания, сажи во впускной тракт во всех режимах работы двигателя. При этом, происходит ухудшение работы мотора, интенсивное отложение загрязнений на клапанах, деталях впускной системы, цилиндро-поршневой группы.
Ремонт или удаление
Как правило, система рециркуляции не требует внимания до 100-150 тысяч километров пробега. К этому времени в системе уже имеются заметные загрязнения, а состояние двигателя не блещет новизной. Продление срока службы возможно при условии проведении периодического обслуживания, со снятием узла и тщательной очисткой деталей клапана и трубопроводов. В случае, если состояние клапана требует его замены, вариантов два: ремонт и удаление.
Ремонт системы ЕГР сохранит высокий экологический класс автомобиля, но осложняется высокой стоимостью оригинальных деталей, требует комплексного подхода по поддержанию исправного состояния двигателя. Изношенный двигатель склонен к увеличению количества сажи, сгоревшего масла в отработанных газах. Грязный выхлоп приведёт к ускоренному выходу из строя нового клапана и проблема повторится спустя небольшой промежуток времени. При восстановлении системы рециркуляции важно убедиться, что мотор находится в исправном состоянии, а применяемые топливо и моторное масло по качеству не хуже рекомендованных производителем.
Удаление системы рециркуляции увеличит негативное воздействие на окружающую среду, зато на здоровье двигателя повлияет только положительно. Важно доверить выполнение этой процедуры настоящим профессионалам, знатокам своего дела. Как и в случае с удалением катализатора и сажевого фильтра, данная процедура требует поэтапного выполнения слесарных работ, и корректировки управляющей программы. Простое удаление клапана или установка заглушек на канал перепуска газов как минимум приведёт к срабатыванию системы диагностики с постоянной индикацией сигнала «Check Engine» и переходу электронного блока управления двигателем в аварийный режим.
Есть несколько способов программного воздействия на систему:
- Принудительное программное закрытие клапана. Данный способ удобен в случае, когда из за конструктивных особенностей мотора демонтаж ЕГР затруднён. Очевидно, что механизм должен быть исправным, то есть сохранять подвижность. Проблемой может стать неплотное закрытие, а если узел уже заклинен, выполнение команды становится невозможным.
- Запрет на открытие. Клапан должен быть закрыт или демонтирован, а отверстия перепускного канала заглушены.
При удалении клапана так же потребуется заглушить или закольцевать патрубки системы охлаждения клапана в зависимости от наличия или отсутствия автономного контура охладителя. Дополнительно, в обоих случаях потребуется удалить из программы обработку ошибок ЕГР, а в некоторых случаях понадобится заново откалибровать таблицы данных расходомера воздуха.
Обращаясь к нам вы можете быть уверены что работы будут выполнены качественно, аккуратно и наименее затратным способом. Процедуры удаления экологических систем на автомобилях марки Ssang-Young отработаны нами в мельчайших подробностях, а потому неприятных сюрпризов тут быть не может. Мы рекомендуем параллельно с удалением клапана ЕГР избавиться и от других экологических систем: сажевого фильтра, катализатора. Мы не считаем что проблема экологии должна отойти на задний план. Лучшим вариантом является своевременное обслуживание и уход за автомобилем, позволяющим максимально долго эксплуатировать его в чистом режиме. Однако мы понимаем проблемы наших заказчиков и всегда идём навстречу вашим пожеланиям.